Методическая тема

Тема моей методической работы на 2016-2017 учебный год:

«Групповая и парная работа, как средство 

формирования коммуникативных УУД ,

самообразования  и самосовершенствования 

младшего школьника »  



Этапы работы над методической темой:

1. Определение цели работы над методической темой.
2. Выбор темы.
3. Перечень вопросов, которые должны быть освещены.
4.Составление списка литературы.
5. Изучение документации, литературы по проблеме.
6. Изучение имеющегося опыта по выявленной проблеме
7. Проектирование собственной деятельности (знания, умения, способы их достижения, профессиональные умения и т.п.).
8. Экспериментальная апробация собственных проектов. .
9. Подтверждение   результативности   выбранных   педагогических
 средств в практической деятельности.
10. Анализ и обобщение полученных результатов.
11. Обобщение опыта работы по реализации методической темы в
практической деятельности с представлением результатов



  Мои ученики будут узнавать новое не от меня;          
                                            они будут открывать это новое сами.
                                            Моя главная задача – помочь им раскрыться,                                                                                        
                                            развить собственные идеи»
                                                                         И.Г. Песталоцци
Основная цель школьного образования – подготовка разносторонней личности гражданина, ориентированной  в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, нацеленной на самообразование и самосовершенствование.  
            Школа сегодня не является, в буквальном смысле, переходом от детства к взрослой жизни, на разных ступенях которого дают в дорогу необходимые вещи: «тебе это пригодится в будущем…» Школа уже есть сама жизнь, где этапы взросления определяются не классами, а индивидуально – личностным опытом развития ребенка. Здесь учитель несет уже другую меру ответственности, нежели за то, что «вдруг пригодится». В чем содержательная суть этой ответственности, каких иных профессиональных позиций она требует – это вопрос нового содержания образования, которое сегодня формирует новообразования младшего школьника:
Научиться жить  вместе (уметь понимать других людей, непрерывно изменять себя)
Жить в изменяющемся мире.
Способность познавать мир адекватно его устройству.
Способность совершенствовать себя.
Основные цели начальной школы – это  развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, а также освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.                    Большинство учёных, педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения, отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.
В чём заключается эта роль? В свете новых требований - научить ребёнка учить себя.
Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов я часто задавала себе. 



Ответ нашла сейчас, начав заниматься новой темой для самообразования: это – «Групповая работа как средство формирования УУД»
Система универсальных учебных действий (УУД) прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы.
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.
В рамках Образовательной системы «Школа России» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящена исследовательская разработка С.Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''. Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.
Я работаю по программе Образовательной системы «Перспектива», которая соответствует стандартам ФГОС НОО. Она дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является  не индивидуальная работа, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Как педагог, я хорошо знаю, насколько важно правильно сформировать группу детей для решения каких-либо задач, в том числе образовательных.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали 
проблемы  сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ:
Объем усваиваемого материала возрастает.
Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
Характер взаимоотношений между детьми меняется.
Класс становится сплоченней.
Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
 Ребята получают удовольствие от работы.
В процессе подготовки детей к групповой работе я использую:
- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);
- провожу инструктаж о последовательности работы;
- раздаю дидактический материал по группам.
На втором этапе, т.е. в процессе групповой работы учащиеся
- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;
-распределяют задания внутри группы;
- выполняют индивидуальные задания;
-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;
-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подводят итоги группового задания.
В конце работы 
-сообщают о результатах работы в группах;
-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;
- делают общий вывод о групповой работе.
Получают комментированную оценку работы группы от учителя.
- Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Это, на мой взгляд, фундамент всего образования. Изучив материалы ФГОС, опыт коллег, методические материалы, я решила работать над данной темой. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий