Аналитический отчёт


Аналитический отчёт
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 137
г.Екатеринбурга
Шаймухаметовой Тамары Владимировны
по теме

« Формирование экологической культуры младших школьников»


Введение.

Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы.  А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит, охранять Родину.
                                                                                              М.М. Пришвин.
Введение.
  На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблема взаимосвязи человека с природой приобрела глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного ,так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди нанесли ей непоправимый вред.
По мнению ряда отечественных и зарубежных учёных (И.Д.Зверев Н.Н.Моисеев, Н.А.Рыков, С.О.Шмидт) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан ,обладающих экологической культурой. Сейчас ни одна отрасль человеческих знаний, хозяйства не может правильно развиваться без знаний экологических законов и закономерностей. Нарушение какого-нибудь звена экологической цепи может привести к самым неожиданным изменениям в природе. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции , а в совершенно гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде.
Актуальность
В ФГОС начального общего образования (2009) среди основных направлений работы школы сказано, что « воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение[19]. Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Таким образом ,государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Целью аналитического отчёта провести самоанализ и самооценку педагогической профессиональной деятельности за межаттестационный период по проблеме формирования экологической культуры младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Задачи исследования: 
1.   Проанализировать психолого-педагогическую и методическую  литературу по теме исследования.
2.   Изучить сущность и значение формирования экологической культуры младших школьников.
3.   Определить педагогические условия развития экологической культуры учащихся младших классов.
4.   Определить  уровень развития экологической культуры младших школьников на начальном этапе педагогического эксперимента для дальнейшей организации внеклассной работы.
5.   Сравнить результаты констатирующего и контрольного  этапов педагогического эксперимента.
6.   Проанализировать результаты  педагогического исследования, сделать выводы.
Объект исследования: урочная и внеурочная деятельность по экологическому воспитанию
Предмет исследования: педагогические условия эффективности формирования экологической культуры младших школьников
Педагогическая наука накопила большой арсенал методов исследований. Многие из них я успешно использую в педагогическом процессе.
Ø Наблюдение, сравнение, анкетирование
Ø Диагностика
Ø  Теоретический анализ нормативно - правовых документов и научно-методической литературы.
В нашем классе возникла благоприятная «почва» для экологического образования моих учеников. Во–первых, я руковожу школьным экологическим отрядом «Эколучики», во-вторых стала необходимость поддержать начинания моих предыдущих коллег по экологическому воспитанию и образованию. И, наконец, начальная школа- одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.
По мнению В.А.Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Но сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того,  чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо научить его радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду повышать интеллект и культуру общения с природой. Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Урок  и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. Конечно, строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на экологические вопросы, интересующие детей. А внеклассная работа способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает интерес к предмету, умение и желание приобретать знания самостоятельно.
  Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М.Минаевой, А.Н.Захлебного, Н.Ф.Виноградовой, А.А.Плешакова ,Т.И.Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания .В настоящее время в школе широко применяются инновационные технологии. Это в значительной мере расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся.
Экологическое воспитание, экологическая культура
Научить ребёнка любить природу - задача нелёгкая. Здесь только уроками чтения и природоведения не обойтись. Поэтому надо каждый день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться красотой деревьев, восходом солнца, увидеть в облаках какого-нибудь зверюшку, наслаждаться пением птиц и почувствовать неповторимый запах цветов. Ребёнку с детства надо внушать, что любить природу – значит творить добро, помочь ему задуматься над тем, что надо сделать, чтобы наша земля стала краше. Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребёнка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребёнок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная любознательность. В начальных классах ребёнок учится учиться. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит преподавателю начальных классов. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Стержнем экологического воспитания является становление нравственно-экологической позиции личности, её взаимодействие с окружающей средой.
Что же такое  «экологическая культура»? 
Авторы по-разному определяют понятие экологической культуры:
Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной  интеллигентности и цивилизованности?
Бобылева Л.Д. определяет экологическую культуру как социально необходимое нравственное качество личности и выделяет ее составные части:
-         знания человека о природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
-         интерес к природе, к живым и неживым  компонентам, к проблеме ее охраны;
-         чувства нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т.д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование);
-         позитивная разнообразная деятельность,  направленная  на сохранение  и приумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
-         мотивы,   определяющие   поступки   детей   в   природе   (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.).
Но все авторы сходятся в том, что экологическая культура не дана от рождения, а она формируется у человека в процессе развития и проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Экологическая культура мотивирует природоохранные действия в двух направлениях: 1. Люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради неё самой; 2. Эти действия совершаются из морального принципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.
Экологическая культура школьников может проявляться в личном поведении в окружающей среде, активном участии в общественно-полезном труде по защите, уходу и улучшению природного окружения, по пропаганде экологических идей.
Наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры у детей младшего школьного возраста является преодоление в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, в соответствии с которым и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи друг с другом.
Целенаправленно воздействуя на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимодействия с окружающей средой расширяя спектр эмоциональных состояний, экологическая культура делает большой акцент на чувственной, а не на рациональной стороне взаимоотношений человека со средой обитания. «Ценности - отношения - поведения» вот те основные понятия, которыми оно оперирует, способствуя постепенному вытеснению потребительского отношения к природе пониманием того, что окружающий мир - объект постоянной заботы людей и за его благополучие каждый несёт ответственность
Таким образом, экологическая культура-это учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнёра (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Экологическое образование в начальной школе осуществляется на основе ФГОС НОО и направлено на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. В результате реализации стандарта предполагается:
-усвоение элементарных представлений о экокультурных ценностях ,традициях этического отношения к природе населения России ,об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе(в ходе экскурсий ,туристических походов и путешествий по краю)
-получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности ( в школе и на пришкольном участке, экологические акции ,десанты, высадка растений ,очистка территорий от мусора ,подкормка птиц и т.д )в природоохранных проектах( посильное участие в деятельности охраны природы)
-усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей),расширение опыта общения с природой .заботы  о животных и растениях ,участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
Для формирования экологической культуры младших школьников можно выделить следующие направления:
·      Познавательное (дидактические игры, беседы, заочные путешествия ,викторины)
·      Познавательно-развлекательные(праздники ,утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия)
·      Практическое (конкурсы, проекты, презентации ,изготовление кормушек и скворечников, акции)
·      Исследовательское (экскурсии,наблюдения,опыты ,мониторинги)

Воспитание экологической культуры предполагает обязательное
активное участие людей в разнообразной интеллектуальной и практической деятельности. В нашей школе и в моём классе стало традицией первые дни сентября  ходить в поход в окрестности нашего посёлка. Походы многому учат детей: понимать красоту природы, ощущать радость общения и необходимость охранять её. Обращаю внимание на вид  осенних цветов, трав, деревьев и кустарников. По пути в лес мы видим наш пришкольный участок, клумбы. Говорю о том, что старшие ребята затратили много труда, чтобы создать и сохранить эту красоту. И наша задача им помочь. В поход мы берём атлас-определитель. Дети с удовольствием находят сведения о растениях и насекомых в атласе ,тем самым расширяя свой кругозор.
 Неизменными спутниками в походе у нас являются родители. Ведь как прекрасно вместе с папой правильно подготовить место для костра, собрать сухие ветки, не  причинив деревьям вреда, разжечь костер , пожарить сосиски и запечь картошку. А уж  если  семейку опят найти…..!!! Всегда стараюсь пробудить в детях интерес к природе, побуждаю их к наблюдению. Наблюдение в природе играет особую роль в формировании положительного отношения к природе, оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности. Стараюсь обращать внимание на разнообразие объектов и  явлений природы .Конечно ,собираем осенние листья и  засушиваем. На уроках технологии мы делаем аппликации, поделки из природного материала и  традиционно участвуем в школьном конкурсе  «Осенний фейерверк», за что неоднократно были отмечены грамотами и дипломами. А в классе мы проводим конкурс « Карета для Золушки» и « Праздник урожая». В рамках сотрудничества  с ГДЭЦ, неоднократно были выезды с целью ознакомления и наблюдения за жизнью обитателей  центра .И ,конечно, местным питомцам были привезены осенние дары с наших огородов: капуста, морковка ,свёкла и яблоки. В процессе походов, прогулок и экскурсий дети начинают понимать , что мало восхищаться природой, надо её беречь. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для  человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения на природе. Они усваиваются постепенно в процессе её изучения.
Деятельностный аспект играет не менее важную роль в экологическом образовании и воспитании. Именно практическая деятельность закладывает и формирует отношения человека с окружающим миром.
С этой целью в нашей школе создан отряд «Эколучики», руководителем которого я  являюсь в течении ряда  лет. Основные направления работы:
- осуществление мониторинга экологического состояния окружающей среды;
- выявление динамики и тенденций изменения окружающей среды;
-улучшение комфортности окружающей среды
  Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечён в деятельность природоохранного характера. Но в нашем классе обьём и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды посёлка значительно расширился благодаря активному участию родителей. Так, например ученики моего класса совместно с родителями ежегодно принимают участие в городской  выставке  «Экология. Управление отходами»,тем самым доказывая , что любой упаковке, пластмассовой таре ,одноразовой  посуде можно «подарить» вторую жизнь, проявив свою фантазию и творчество. Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, каждую весну и осень мы дружно проводим субботники по уборке территории школы. И пусть пока не все ребята хорошо работают метлами и граблями ,но потом они  не позволят себе и другим бросать мусор на землю, где только что навели чистоту. Огромную помощь оказали родители и старшие ребята с отряда «Эколучики» весной и летом  2011 года. Мы решили принять участие в исследовательской деятельности городского  агитационного проекта   «Зелёный трамвай-2011г», с целью просвещения и привлечения жителей г.Екатеринбурга к решению экологических проблем города. Провели большую работу по подготовке к проекту. Изучили большой объём материала по родникам (стихи, песни, речевки , пословицы и поговорки, напечатали агитационные листы). Силами ребят и родителей был облагорожен родник на улице Тальковая ; проведена агитационная работа ,опрос мнений жителей нашего посёлка по её благоустройству и охране природы.  С презентацией этого проекта ребята нашего класса познакомили учеников начальной школы и выступили на школьной конференции.
  «Покормите птиц зимой». Под таким названием я провела классный час, сопровождаемый презентацией, в защиту зимующих и осёдлых птиц. Дети познакомились с правилами, как экологически грамотно подкармливать птиц, с видами кормушек , предпочтениями птиц  в еде  и народными приметами , связанные с птицами. Мы с ребятами решили вовлечь всю начальную школу. В итоге 29 кормушек были развешаны в парке , на улицах  и на пришкольном участке .Не менее активно прошла акция « Скворечник».Мы поддержали идею ГДЭЦ  и задействовали всё начальное и среднее звено.43 скворечника ждали своих жильцов, ведь их с любовью смастерили наши дети вместе  с родителями .
  Старшие ученики отряда «Эколучики» в течение ряда лет участвовали в городском проекте «Экологическая паутинка». Проводились замеры интенсивности движения автотранспорта в социуме, плотности и загрязнённости снежного покрова, уровень радиации и pH воды Сведения подавались в ГДЭЦ для получения общей картины по городу .Неоднократно участвовали в семинарах –практикумах при лицее №130.
В нашей школе стало традицией собирать макулатуру. Каждый раз мои ребята проявляют  активность, привлекая родителей, бабушек и дедушек. И каждый раз мы сдаём не менее 500 кг макулатуры, спасая тем самым 8-9 деревьев. А задолго до сбора макулатуры я провожу с детьми  или устный журнал или заочное путешествие на ЦБК или викторину.
   О своих успехах , достижениях  и о проблемах ,связанных с экологией мы рассказываем в газете  ГДЭЦ «Мы все друзья экологи» и школьной -«Сорока» .Знания, опыт и навыки, полученные в экологической деятельности,  мои ученики показывают во  Всероссийском конкурсе по естествознанию  «Человек и Природа» и «Вредные экосоветы».
Экологизация учебных предметов
   Экологическое образование можно осуществлять в начальной школе на всех уроках. На уроках таких предметов, как окружающий мир, природоведение у школьников формируется целостное представление  о природе и человеке как важнейшем компоненте природы. Тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды. Систематически знакомлю учеников с каким-нибудь животным из «Красной книги».Дети сами  с удовольствием готовят сообщения по изучаемым темам, не забывая обращаться к любимым журналам  «Свирель», « Веселые картинки». На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов жизни человека, учатся бережно общаться с объектами природы и изделиями из них. На уроках окружающего мира, чтения я с ребятами часто затрагиваю вопрос загрязнения окружающей среды. Часто сочиняем сказки о домашних  и диких животных с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий знаний ; стихи об охране природы.
На уроках физкультуры дети закрепляют знания, полученные на уроках природоведения о своём организме и охране здоровья. Много внеклассных занятий посвящаю гигиене .
А уроки математики часто провожу  в форме игры. Мы можем отправиться и в лес решать задачи про лесорубов, про муравьев; послушать пение птиц и решать примеры, при этом не забываем расширять свой кругозор и вспомнить правила поведения на природе. А задачи- шутки или устный счёт в стихах активизирует внимание детей; расширяет у учащихся интерес к природе, воспитывает любознательных людей, понимающих, что человек-это тоже часть природы.
На уроках русского языка мои дети проявляют своё творчество, когда им дается любимое задание ; составить текст -описание о своих питомцах, о любимых сказочных персонажах и т.д.
Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников является игра. Именно игры с экологическим содержанием способствуют воспитанию наблюдательности, внимания, памяти , мышления. В процессе игры школьники учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи; уточняют, закрепляют и обобщают полученные ранее знания, расширяют кругозор. Природная любознательность, повышая эмоциональную чуткость, интерес к игровой деятельности младших школьников способствует успешному выполнению задач экологического воспитания. Содержание разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, труд людей в различные времена года, вопросы охраны природы ,здоровья, гигиены ,взаимосвязи и взаимозависимости в природе .Например:  « Ворона и воробьи» , « Знаешь ли ты животных?» , « Зверь, птица ,небылица.» и др. Заочные путешествия с использованием презентации способствуют активизации познавательного процесса. Ребусы, кроссворды и викторины использую в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления. Для проведения игр использую поговорки, пословицы, народные приметы о временах года ,растениях ,животных и т д.
С целью проверки того, как у детей формируются экологические знания применила такие методики : «Радости и огорчения» , «Лес благодарит и сердится». Ребята заканчивают так :
« Я радуюсь, когда светит солнышко.»
« Мне грустно, когда я вижу срубленное дерево».
« Лес благодарит, когда мы не рвём цветы и не ломаем деревья»
Вывод: воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия ,а через систему занятий внеклассных мероприятий ,коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ценность состоит в том, что она охватывает большое количество учащихся. При этом наблюдается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть небольшого, но конкретного и значимого результата.

Диагностика экологической культуры младших школьников.
Известные методисты В.П.Горощенко и И.А.Степанов определяют уровень экологической культуры по такому показателю, как наличие знаний, по следующим критериям:
Высокий уровень:

Ø ученик из предложенных вариантов выбирает точное определение понятия
Ø знает меры по охране природы
Ø знает взаимосвязь составных частей цепи питания
Ø знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов
Средний уровень:

Ø  ученик имеет представление об экологическом понятии ,но не определяет его существенные признаки;
Ø Называет не все предложенные меры по охране природы
Ø Знает правила поведения в природе
Ø Затрудняется в правильном выборе мер по охране природных ресурсов
Низкий уровень:

Ø Не знает точное определение понятия
Ø Не знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов
Ø Знает правила поведения в природе .но не в полном объёме



Для проверки эффективности проведенных мероприятий мною было проведено анкетирование. Цель: изучить уровень сформированности экологической культуры.. Ответы учащихся на вопросы анкеты были проанализированы и все результаты наглядно представлены на диаграмме.


Для выявления отношения к природе был использована методика «ЭЗОП». Были получены такие результаты.
Природа воспринимается как:
2 кл
3 кл
конец 4 кл
Ø объект красоты-«эстетическая красота»
27%
45%
54%
Ø объект изучения-«когнитивная установка»
5%
14%
18%
Ø объект охраны-«этическая»
14%
23%
23%
Ø объект пользы-«прагматическая»
54%
18%
5%



   
  Заключение
 Проблема экологического образования существует и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие  экологические  проблемы. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Показателями образованной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно -полезной работы по охране природы. Проведённая работа подтвердила, если систематически использовать различные формы, методы работы на уроках окружающего мира, если задания экологического содержания будут включаться в другие уроки ,если внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания ,то процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективным.
Проделанная работа привела к таким выводам:
Ø Для духовно-нравственного  развития личности человека важно, ,чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней
Ø Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения, системы познавательных заданий для 1-4 классов на основе программного природоведческого материала по применению знаний в новой учебной ситуации
Ø Внеурочную работу по формированию экологической культуры у младших школьников надо рассматривать как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса и включать в неё нетрадиционные формы
Ø Значительное внимание уделять практическому участию школьников в той или иной экологической деятельности

Результаты:
Ø Проведённый анализ ответов в начале эксперимента и в конце  показал: у детей повысился уровень экологических понятий, изменилась мотивация поступков в природе  и вообще отношение к природе
Ø Улучшилось качество знаний не только по окружающему миру ,но и по другим предметам
Ø Мои ученики стали активнее участвовать во всех  природоохранных мероприятиях ;
Полученные результаты подтвердили предположение об эффективности разработанных педагогических условий  для формирования экологической культуры младших школьников.
                                                   
Вопрос оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся ,обеспечения в образовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению их здоровья нашли отражение в Концепции модернизации Российского образования .А также   одним из целей ФГОС НОО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому я выбрала тему на межаттестационный  период «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
Задачи:
• разработка и внедрение норм здоровьесберегающего поведения в социальную практику; 
• взаимодействия с социальным окружением по решению проблем здоровьесбережения; 
• эффективное использование возможностей ОУ для формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. 





Приложение
Ясвин В.А,Дерябо С.Д  . Вербальная ассоциативная методика
Цель: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы. Условно выделяют 4 типа таких установок:
1. личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка),
2. как объект изучения, знаний (когнитивная);
3. как объект охраны (этическая)
4. как объект пользы (прагматическая).
                ЭЗОП – это эмоции, знания, охрана, польза  - такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.
Методики состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и 5 слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. На бумаге фиксируется только ответ. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 следующих, которое “больше всего к нему походит”(четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое слово предлагается для отвлечения внимания – “мусорное”).  Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемых не остается времени осмыслить варианты и он должен выбрать тот, который “первым пришел в голову, как раз и характеризующий доминирующую у него установку.
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присеваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший условный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности
Текст методики.
Инструкция: Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему подходит. В качестве ответа вы записываете только выбранное слово. Отвечать надо быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

ЛЕС
Поляна (К)
ЛОСЬ
Следы (И)

Муравейник (И)

Лесник (О)

Заповедник (О)

Трофей (П)

Дрова (П)

Камни

Песок

Рога (К)
ТРАВА
Поливать (О)
ОЗЕРО
Улов  (П)

Силос (П)

Шерсть

Кора

Острова (К)

Роса (К)

Моллюск  (И)

Стебель (И)

Очищать (О)
МЕДВЕДЬ
Паутина
ДЕРЕВО
Осень (К)

Хозяин (К)

Кольца (И)

Малина (И)

Вырастить (О)

Редкий (О)

Мебель (П)

Шкура (П)

Сено
БОЛОТО
Головастик (И)
УТКА
Запрет (О)

Заказник (О)

Жаркое (П)

Торф (П)

Рассвет (К)

Яблоки

Ветка

Туман (К)

Кольцевание (И)
РЫБА
Жабры (И)
САД
Берлога

Серебристая (К)

Цветущий (К)

Нерестилище (О)

Опыление (И)

Жарить (П)

Ухаживать (О)

Перо

Урожай (П)
БОБР
Ловкий (К)
ПРИРОДА
Красота (К)

Резцы (И)

Изучение (И)

Расселение (О)

Охрана (О)

Шуба (П)

Польза (П)

грибы



Обработка результатов.
В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается).
К- природа воспринимается как объект красоты  - эстетическая установка.
И – как объект изучения – когнитивная установка
О - как объект охраны – этическая установка
П – как объект пользы   - прагматическая установка.
Ответы испытуемых записываются в графу соответствующего типа установки:


 
     
Анкета « Комплексное изучение экологической культуры младших школьников»
1.            Знаешь ли ты, что такое экология?)
2.     Что даёт природа человеку?
3.  Что такое полезные ископаемые?
4.     С какой целью человек добывает полезные ископаемые, где он их использует?
5.   Какие растения охраняются на территории Свердловской области?
6.     Назови лекарственные растения                       .                     ;
7.     Запиши правила поведения человека в природе.
8.Какие насекомые появляются весной первыми?
9.Как человек разрушает природу?
10.Что можешь ты сделать для охраны природы?













Литература
1 .Александрова Ю.Н. Юный эколог.1-4 классы: программа кружка,разработки занятий.-Влогоград:Учитель,2011г
2  Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //НТТТ.-  1997,.-   №4.-  с. 36-39
3. Дерябо, С. Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на - Дону, Феникс, 1996
4. Захлебный А.Н. На экологической тропе.-М,:Знание,1986г
5.Захлебный А.Н.,Суравегина И.Т .Экологическое образование школьников во внеклассной работе:пособие для учителя.-М.: просвещение ,1984
6.Лихачёв, Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания. // Педагогика.- 1995.-  №1
7. Плешаков, А.А. Воспитание у детей бережного отношения к природе //НШ.- 1995.- №12

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий